Факультет музыкального искусства

Факультет музыкального искусства

Декан

Шорохова Инна Вячеславовна

профессор ВАК.

Документовед

a. Васильченко Ирина Викторовна

Контактная информация
Адрес:
г. Кемерово, ул. Ворошилова 17, к. 116
Почтовый адрес:
E-mail:
im@kemguki.ru
Телефон:
8 (3842) 73-28-88
Факс:
Режим работы
Понедельник - четверг
8:30-17:15
Пятница
8:30-16:00
Обеденный перерыв
13:00-13:30
История факультета

История развития кафедр, вошедших позднее в состав факультета музыкального искусства, берет свое начало с момента основания КемГИК – с 1969 года. Основным направлением деятельности музыкальных кафедр, входивших поочередно в состав факультетов культурно-просветительной работы (с 1969 года), организации самодеятельного художественного творчества (с 1990 года), художественно-педагогического (с 1991 года), являлась подготовка руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества сферы культуры. С 1992 года в новой структурной единице вуза – музыкально-педагогическом факультете под руководством декана, кандидата культурологии О. В. Гусевой началось изучение состояния музыкальной культуры и музыкального образования региона, его потребностей в специализированных кадрах. На основе результатов научных исследований произошла трансформация деятельности факультета.

Этапы истории факультета тесно связаны, а во многом и обусловлены изменениями, происходящими в музыкальной культуре Кузбасса. Так, еще в 1984 году была осознана одна из важнейших тенденций развития музыкальной культуры Кузбасса – реконструкция, сохранение и развитие тенденций музыкального фольклора. Гибко реагируя на эту тенденцию, факультет по инициативе преподавателя кафедры хорового дирижирования Л.А. Алексеевой открыл сначала секцию, а затем кафедру народного хора и начал подготовку руководителей народно-певческих коллективов (хоров и ансамблей). Первым заведующим кафедрой народного хора стал заслуженный работник культуры Г.И. Голицын, затем возглавляла выпускница института, кандидат педагогических наук Л.В. Фибих.

Кафедра эстрадного оркестра и ансамбля (зав. кафедрой заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, профессор А.П. Мохонько, затем О.Н. Харсенюк), отвечая потребности музыкальной жизни региона, в 2002 году впервые осуществил набор по специальности «Вокально-джазовый ансамбль».

Столь же своевременно откликнулся факультет на динамичное развитие профессионального музыкального творчества Кузбасса. Укрепила свои позиции Кемеровская государственная филармония, превратившаяся из организатора гастрольно-концертной практики в центр музыкального профессионального искусства, в котором стабильно функционировали муниципальный оркестр народных инструментов, симфонический оркестр и камерный хор Кузбасса. Театр оперетты был преобразован в Музыкальный театр. Перед факультетом встала серьезная задача адаптации структуры и содержания образования к потребностям музыкальной культуры, обеспечения кадрами высшей квалификации интенсивно функционирующие профессиональные коллективы. Решая эту задачу, преподавательский коллектив факультета, сначала в рамках специальности «Народное художественное творчество», осуществлял подготовку специалистов, имеющих квалификацию «Артист оркестра», «Артист хора», «Концертмейстер хора». Затем, во второй половине 90-х годов, факультет взял курс на открытие и обеспечение новых специальностей и специализаций государственными лицензиями. В ходе этой работы кафедра дирижирования академическим хором (зав. кафедрой заслуженный деятель искусств, профессор О.И. Шабалина) получила лицензии на подготовку профессиональных кадров по специальности «Дирижирование» и по направлению «Музыкальное исполнительство», специализация «Академическое сольное пение». Кафедры народных инструментов (зав. кафедрой Н.А. Мицкевич) и оркестрового инструментального исполнительства (зав. кафедрой заслуженная артистка России Л.Ф. Коновалова) лицензировали подготовку специалистов по направлению «Музыкальное искусство» (специализации «Народные инструменты» и «Оркестровое инструментальное исполнительство»).

Наличие лицензии на перечисленные специальности и направления дало факультету право на переименование в 1998/99 учебном году в факультет музыкального искусства, что означало для него совмещение функций подготовки специалистов для любительской и профессиональной музыкальной сферы, а также преподавательских кадров для разных типов музыкально-образовательных учреждений. В структуру факультета в год его основания входили пять кафедр: хорового академического пения, народного хора, народных инструментов, эстрадных и духовых инструментов, теории и истории музыки, оркестрового исполнительства.

Получение факультетом самостоятельности стало важной вехой, положившей начало трансформации его деятельности. Преподаватели новой структурной организации вуза под руководством декана О.В. Гусевой проводили научные исследования, связанные с изучением состояния региональной музыкальной культуры и музыкального образования, изучали потребности в специализированных кадрах. На основе результатов исследования факультет обозначил стратегию своего развития, стержнем которой стал процесс расширения масштабов деятельности выпускающих кафедр, направленных на установление системных связей с разнообразными звеньями культуры и музыкального образования, на приближение образовательной деятельности к актуальным потребностям музыкальной культуры региона. В результате этого расширился спектр специальностей и специализаций, образовательный процесс на факультете приобрел полинаправленность подготовки профессиональных кадров, соответствующей разнообразным действующим в регионе формам культуры.

В этот период одним из приоритетных направлений деятельности факультета стала подготовка специалистов, имеющих квалификацию «Преподаватель». Этого требовало расширившаяся региональная сеть детских музыкальных школ, детских школ искусств музыкально-педагогических училищ, училищ культуры. Продолжением этого направления работы факультета стало обеспечение квалифицированными музыкально-преподавательскими кадрами появившихся в 90-е годы инновационных учебных заведений – многопрофильных, гуманитарных, эстетических, художественно-эстетических гимназий и лицеев.

Процесс расширения специальностей и специализаций требовал постоянной научно-методической работы преподавателей, обеспечивающей учебный процесс. В ходе этой работы разрабатывались новые и корректировались старые учебные планы, в них вошли блоки элективных курсов, в том числе психолого-педагогического содержания (социальная и возрастная психология, педагогика школы, новые педагогические технологии, музыкальная психология). Блок специальных дисциплин пополнился авторским курсами, вводящими в историю музыкальной культуры, музыкального исполнительства, музыкального образования региона. Ежегодная корректировка учебных планов, программ, подготовка методических пособий и методических указаний означала, что факультет соотносит свою деятельность с изменениями в культуре и образовании региона, на фундаменте которых он стремится строить свою образовательную деятельность.

В 2011 году, в результате реструктуризации Университета, на базе факультета народного художественного творчества института культуры и факультета музыкальных искусств института искусств КемГУКИ был образован институт музыки. Директором была назначена выпускница Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, художественный руководитель Хорового театра «Академия» КемГУКИ, доцент, лауреат всероссийских и международных конкурсов Инна Вячеславовна Шорохова.

Структуру института составили дирекция (зам. директора по учебной работе – Н. А. Мицкевич, кандидат философских наук, доцент; зам. директора по воспитательной работе – Н. А. Князева, доцент), совет института, учебно-методический совет (председатель – И. А. Сидорова, кандидат философских наук, доцент) и семь выпускающих кафедр – дирижирования и академического пения (и. о. заведующей кафедрой - А. О. Гольская. лауреат международных конкурсов); народных инструментов (заведующий кафедрой – А. М. Таюкин, профессор), эстрадного оркестра и ансамбля (заведующая кафедрой – Е. А. Гончарова, доцент); музыкознания и музыкально-прикладного искусства (заведующая кафедрой – И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России); оркестрово-инструментального исполнительства (заведующая кафедрой – О. В. Синельникова, доктор искусствоведения, доцент); народного хорового пения (заведующая кафедрой – Т. А. Котлярова, кандидат культурологии, доцент, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, лауреат международных конкурсов); теории и истории народной художественной культуры (заведующая кафедрой – И. Д. Ултургашева, доктор культурологии, заслуженный работник культуры Республики Тыва, заслуженный деятель Республики Тыва).

Возникновение института музыки совпало с новым этапом становления кафедр – переходом на федеральные государственные образовательные стандарты сферы профессионального музыкального искусства, что кардинально повлияло на стратегию развития всех направлений деятельности подразделений.  

Профессорско-преподавательским составом института музыки были разработаны основные образовательные программы профессиональной готовки специалистов и бакалавров. Теперь образовательный процесс для студентов по очной и заочной формам обучения происходил на основе унифицированных учебных планов по 3 специальностям, 13 специализация, 8 направлениям и 14 профилям вузовской подготовки в сфере культуры искусств. К обучению студентов были привлечены высококвалифицированные специалисты Сибирского региона, имеющие выдающиеся достижения в педагогической, научной и творческо-исполнительской деятельности: доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, народные и заслуженные артисты РФ, заслуженные деятели искусств РФ, заслуженные работники культуры РФ, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

В 2016 году институт музыки был вновь преобразован в факультет музыкального искусства. Руководить деятельностью факультета продолжила Инна Вячеславовна Шорохова, художественный руководитель Хорового театра «Академия», профессор, лауреат всероссийских и международных конкурсов, и.о. зав. кафедрой дирижирования и академического пения. В настоящее время в структуру факультета входят пять выпускающих кафедр: дирижирования и академического пения (и.о. заведующей кафедрой – И.В. Шорохова, профессор, лауреат всероссийских и международных конкурсов), музыкально-инструментального исполнительства (заведующая кафедрой – Н.А. Мицкевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры музыкально-инструментального исполнительства, лауреат всероссийских и международных конкурсов), музыкознания и музыкально-прикладного искусства (заведующая кафедрой – Н.В. Поморцева, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры), народного хорового пения (заведующая кафедрой – Т.А. Котлярова, кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры, лауреат всероссийских и международных конкурсов), эстрадного оркестра и ансамбля (заведующая кафедрой – Е.А. Гончарова, доцент, доцент кафедры, лауреат всероссийских и международных конкурсов).

Творческо-исполнительская деятельность преподавателей и студентов традиционно является одним из приоритетных направлений работы музыкальных кафедр. На факультете существуют 11 ярких, самобытных учебно-творческих коллективов, лауреаты международных конкурсов: Хоровой театр «Академия»; Ансамбль народной музыки «Скоморохи»; Ансамбль народной музыки «Любава»; Народный хор «Оберег»; Ансамбль народной песни «Кудесы»; Оркестр народных инструментов «Душа России»; Эстрадно-джазовый ансамбль «ЭВА», Ансамбль народных инструментов «Гармония»; Эстрадно-джазовый оркестр «BIG BAND ERA»; Эстрадно-джазовый ансамбль «Алеф-квинтет»; Эстрадно-джазовый ансамбль «Bobs&Hops».

Основными задачами в реализации учебной, творческой и научной деятельностях факультета является повышение уровня исполнительского мастерства студентов и преподавателей; их активное выступление в концертных программах вуза; проведение творческими кафедрами открытых концертов, творческих проектов и исполнительских конкурсов; проведение научных и методических конференций; подготовка преподавателей и студентов к участию в статусных музыкальных конкурсах; реализация программы повышения квалификации в рамках национального проекта «Культура», федерального проекта «Творческие люди», реализации совместных образовательных программ по направлению 53.03.00 «Музыкальное искусство» с Институтом искусств Чанчуньского педагогического университета (КНР) и в рамках некоммерческой программы обмена студентов и преподавателей «Erasmus+»; подготовка учащихся по программе предпрофессиональной подготовки.

На выбранный курс развития факультета музыкального искусства влияет и тесное сотрудничество с кафедрами профильных вузов, музыкальными отделениями ссузов, музыкальных школ и школ искусств, с творческими коллективами учреждений культуры и искусства всего мира (США, Италия, Польша, Македония, Германия, Франция, Финляндия, КНР, Сербия, Беларусь, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан) и России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск, Красноярск, Томск, Барнаул, Новосибирск, Нижний-Новгород, Орел и др.). Совместно с партнерами коллектив факультета музыкального искусства участвует в культурной жизни города и региона, выступая организатором международных конкурсов и фестивалей «Хоровое вече Сибири», «Музыкальные академии», «Сибириада», «Прекрасное далеко», «Коловорот», «Джаз над Томью» и др., межрегиональных и международных творческих школ.

Еще одним важным направлением в жизни факультета музыкального искусства является научно-исследовательская деятельность. Профессорско-преподавательский состав и студенты ведут научные исследования в сфере музыкознания, музыкального исполнительства и педагогики. Результаты научной деятельности представлены в статьях, выступлениях на научно-практических, научно-методических и научных конференциях различного уровня. Так, с 2014 года на базе факультета проходит ежегодная международная научно-методическая конференция «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении». Также необходимо отметить, что особенно активно в последние годы на факультете музыкального искусства развиваются научные исследования в области искусствоведения и музыкальной педагогики. В 2012 году защищены диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения И. Г. Умновой и О. В. Синельниковой (профессора кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства); в 2013 году защищена кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Н.В. Поморцевой (заведующая кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства); в настоящее время обучаются в аспирантуре А.О. Гольская (доцент кафедры дирижирования и академического пения), Д.А. Ивачева (преподаватель кафедры дирижирования и академического пения) и А.Л. Акуленко (преподаватель кафедры музыкально-инструментального исполнительства).

Перспективы развития факультета музыкального искусства связаны с открытием новых образовательных программ; дальнейшей активизацией творческого, методического, научного потенциала преподавателей и студентов; расширением и укреплением российских и международных связей, способствующих объединению музыкально-профессионального сообщества.

Направления

Бакалавриат

Магистратура

Специалитет

Ассистентура-стажировка

■ 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады

Профиль:

  • Инструменты эстрадного оркестра
  • Эстрадно-джазовое пение
■ 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

Профиль:

  • Фортепиано
  • Оркестровые струнные инструменты
  • Оркестровые духовые и ударные инструменты
  • Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты
  • Национальные инструменты народов России
  • По видам инструментов
■ 53.03.03 Вокальное искусство

Профиль:

  • Академическое пение
■ 53.03.04 Искусство народного пения

Профиль:

  • Хоровое народное пение
■ 53.03.05 Дирижирование

Профиль:

  • Дирижирование академическим хором
■ 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Профиль:

  • Музыковедение
  • Этномузыкология
  • Менеджмент музыкального искусства
  • Музыкальная педагогика
■ 44.03.01 Педагогическое образование (факультет музыкального искусства)

Профиль:

  • Музыка, дополнительное образование (в области музыкального искусства)
■ 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство

Профиль:

  • Музыкально-инструментальное искусство
■ 53.04.03 Искусство народного пения

Профиль:

  • Хоровое народное пение
■ 53.04.04 Дирижирование

Профиль:

  • Дирижирование академическим хором
  • Дирижирование оркестром народных инструментов
■ 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Профиль:

  • Менеджмент музыкального искусства
  • Музыковедение
■ 53.03.03 Вокальное искусство

Профиль:

  • Академическое пение
■ 51.05.01 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ

Специальность:

  • Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ
Специальность
■ 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)

Вид:

  • Искусство музыкально-инструментального исполнительства

Совет факультета
  • Шорохова Инна Вячеславовна - председатель Совета
  • Гольская Анна Олеговна – секретарь Совета

  • Гончарова Елена Александровна

  • Котлярова Татьяна Анатольевна

  • Поморцева Нина Владимировна

  • Московченко Жанна Викторовна

  • Пригодич Елена Олеговна

Учебно-методический совет
  • Гончарова Елена Александровна - председатель Совета
  • Котляров Максим Григорьевич

  • Котлярова Татьяна Анатольевна

  • Поморцева Нина Владимировна

  • Гольская Анна Олеговна

Профессорско-преподавательский состав

В настоящее время профессорско-преподавательский состав факультета представлен высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени, ученые звания, почетные звания, звание лауреатов всероссийских и международных конкурсов, а также заслуги и высокие достижения в профессиональной деятельности.

Партнеры
  • ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского»;

  • ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им Гнесиных»;

  • ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт имени Дмитрия Хворостовского»;

  • ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки»;

  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова»;

  • ФГБОУ ВО «Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки»;

  • ГВОУ «Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей»;

  • ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова»;

  • ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств»;

  • ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств»;

  • ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова»;

  • ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;

  • ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»;

  • КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»;

  • КГБПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»;

  • КГБПОУ «Норильский колледж искусств»;

  • ГАПОУ «Кемеровский областной музыкальный колледж»;

  • ГПОУ «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»;

  • ГАПОУ «Прокопьевский колледж искусств»;

  • ГАПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»;

  • КГБПОУ «Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича»;

  • ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»;

  • ФМИ ГУ «Губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса»;

  • творческие коллективы ГАУК НСО «Новосибирская филармония»;

  • ГАУК КО «Кемеровская государственная областная филармония имени Б. Т. Штоколова»;

  • участники певческого объединения «Хоровое вече Сибири»;

  • образовательные учреждения культуры Кемеровской области, Сибирского региона и др.;

  • Чаньчуньский педагогический университет (Китай);

  • Университет в Нише (Сербия);

  • Portland State University(Соединенные Штаты Америки);

  • Portland Community College(Соединенные Штаты Америки);

  • Queens College the City University of New York (Соединенные Штаты Америки);

  • Conservatoire de musique de Genève (Швецария);

  • Могилёвский филиал УО «Белорусская государственная академия музыки» (Беларусь);

  • Киевский институт музыки имени Р.М. Глиэра (Украина);

  • University Mozarteum (Австрия);

  • Академия музыки, театра и изобразительных искусств (Молдова);

  • Coignières Foyer Club (Франция, г. Париж);

  • Университета «Св. Кирилл и Мефодий» (Македония, г. Скопье);

  • Даугавпилсское музыкальное училище имени Станислава Брока (Латвия, г. Даугавпилс);

  • Культурно-образовательный центр-школа «Наш дом» (г. Окленд, Новая Зеландия);

  • Гельсингфоргский оркестр «Балалайка» Ингерманландского центра (Финляндия, г. Хельсинки);

  • Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова (Казахстан, г. Алматы);

  • Ереванская государственная консерватория имени Комитаса (Армения, г. Ереван);

  • Дрогобычевский государственный педагогический университет имени Ивана Франко (Украина, г. Дрогобыч);

  • «Seoul Pops Orchestr» (Южная Корея, г. Сеул);

  • Arts Aaron Copland School of Music (Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк);

  • Queens College the City University of New York (Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк);

  • PopChor FeelGod, Kirchenchor Sachsenhausen, Chor «Knapp Daneben E.V.», Gem. Chor Obernburg, MGV und Kirchenchor Ober-Werbe, MGV Horinghausen, MGV Eintracht Usseln (г. Виллиген, Германия);

  • ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж, музыкальная школа-интернат для одаренных детей» (г. Павлодар, Республика Казахстан);

  • КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан);

  • Свободная Вальдорфская школа (г. Фленсбург, Германия).

Выпускники

Выпускники факультета работают в органах управления культуры, концертно-зрелищных организациях, учреждениях культуры, образовательных учреждениях:

  • руководителями учреждений;

  • руководителями профессиональных и любительских художественно-творческих коллективов;

  • артистами профессиональных художественных коллективов;

  • преподавателями специальных дисциплин в профильных вузах, колледжах, детских школах искусств и др.