Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства
Лаборант кафедры
Дмитриева Софья Александровна
Контактная информация
Режим работы
Регламентирующие документы
История кафедры
Кафедра Музыкознания и музыкально-прикладного искусство (изначально именуемая как кафедра теории и истории музыки, с 2007 по 2013 гг.- теории и истории искусств) начала свою деятельность в 1974 году под руководством кандидата философских наук И. С. Тимошенко.
В первоначальный состав кафедры вошли Ольга Васильевна Гусева (О. В. Горячкина), выпускница теоретико-композиторского факультета Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, и Ольга Васильевна Сокол, выпускница Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Оба педагога впоследствии получили ученые степени - кандидат педагогических наук (1989 г.). и О. В. Гусева - кандидат культурологии (в 2004 г.).
В 1995 году в педагогический коллектив кафедры вошла Ирина Геннадьевна Умнова, выпускница Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и аспирантуры Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В этом же году молодой специалист успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» в Диссертационном совете Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, по итогам которой ей было присвоено ученая степень кандидата искусствоведения. С 1996 по 2016 гг. И. Г. Умнова возглавляла кафедру, способствовала ее активному развитию и укреплению высокого профессионального статуса не только в ВУЗе, города, но и всей Кемеровской области. Кроме этого Ирина Геннадьевна имеет ученое звание доцент ВАК (с 2002 г.) и является членом Союза композиторов РФ (c 2007 г.). В 2012 году И.Г. Умнова защитила докторскую диссертацию по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» в Диссертационном совете Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), получив ученую степень доктора искусствоведения.
В 1996 году в состав кафедры вошел еще один яркий преподаватель - Татьяна Ивановна Мороз, выпускница кафедры хорового дирижирования Кемеровского института культуры, прошедшая профессиональную переподготовку по направлению 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (2013 г.). После окончания дневной аспирантуры КемГУКИ она успешно защитила кандидатскую диссертацию по специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания», получив ученую степень кандидата философских наук в 2005 году (с 2005 года доцент ВАК).
С 2008 года на кафедре работает в составе кафедры Нина Владимировна Поморцева (Н. В. Медведева), выпускница кафедры дирижирования и академического пения КемГУКИ, прошедшая профессиональную переподготовку по направлению 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (2014 г.). С 2009 г. она обучалась на дневном отделении аспирантуры КемГУКИ по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» и в аспирантуре при кафедре «История музыки» Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» (2009-2013 г.). В декабре 2013 года Н.В. Поморцевой было успешно защищено Диссертационное исследование по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» в Диссертационном совете Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, по итогам которой молодому специалисту была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. С сентября 2016 г. Нина Владимировна переняла функции исполняющего обязанности заведующего кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства. С 2017 года была избрана на должность заведующей кафедрой.
С октября 2018 года в состав кафедры вошла Ольга Владимировна Синельникова, доктор искусствоведения, профессор, доцент ВАК. Выпускница Новосибирской государственной консерватории, аспирантуры и докторантуры Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства до 2013 г. выполняла прикладную функцию, обеспечивая существующие музыкальные специальности ВУЗа музыкально-теоретическими и музыкально-историческими дисциплинами. Однако, с июля 2013 года кафедра приобрела статус выпускающей, поскольку членами педагогического коллектива был осуществлен первый набор абитуриентов по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». По решению Ученого совета данный факт способствовал переименованию кафедры теории и истории искусств (ТиИИ) в кафедру музыкознания и музыкально-прикладного искусства (МиМПИ).
В разные годы на кафедре работали выпускники Новосибирской государственной консерватории И. М. Агапова, Е. Ю. Бобкова, Г. И. Новикова, И. В. Ширшикова, С.Н. Токарева, В. В. Шергов (выпускник класса композиции известного сибирского композитора Георгия Иванова), Красноярской академии музыки и театра – К.В. Туев (выпускник теоретико-композиторского факультета), А.И. Лопатина (ныне Агарина), Е.Ф. Туева, Кемеровского государственного университета культуры и искусства – В.А. Заиграева, И.А. Петрова (ныне Кольцова), Д.Е. Яковлева (ныне Зазнобина).
В июне 2017 года был осуществлен первый выпуск студентов направления 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Менеджмент музыкального искусства»). Итоги государственного экзамена продемонстрировали высокие знания в областях теории и истории музыкального искусства, методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин и менеджмента музыкального искусства. Пятеро выпускников нашли свое профессиональное призвание в учреждениях образования и культуры городов Сибирского края (Прокопьевск, Кемерово, Железногорск) и Казахстана (Усть-Каменогорск). Один из выпускников продолжил свое обучение в магистратуре КемГИК. Примечательно, что среди выпускников были студенты КНР, обучающиеся по контракту в КемГИК по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Музыкальная педагогика»). Двое выпускников продолжили свое обучение в магистратуре Российского педагогического университета им. П.А. Герцена одна вернулась на Родину и работает учителем музыки в школе своего города.
В настоящее время кафедра осуществляет обучение трех выпускающих профилей по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» – «Музыковедение», «Менеджмент музыкального искусства» и «Музыкальная педагогика». В октябре 2021 года радостной новостью для кафедры стало утверждение пакета документов на право обучать студентов в магистратуре по направлению подготовки 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» с сентября 2022-2023 учебного года.
Студенты кафедры являются участниками различных всероссийский и международных конференций «Молодые музыковеды» (Киев), «Искусство глазами молодых» (Красноярск), «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» (Кемерово), «Культура и искусство: поиски и открытия» (Кемерово), «Художественные традиции Сибири» (Красноярск), «Музыкознание: история и современность глазами молодых учёных» (Новосибирск), неоднократными победителями в Международном конкурсе «Ассамблеи искусств на Кипре» (Лимассол, Кипр), Международном конкурсе «Сибириада» (Кемерово), Международном конкурсе исполнительского и творческого мастерства «Триумф» (Тамбов), во Всероссийской олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (г. Кемерово), «Музыкальная наука: взгляд молодого исследователя» (г. Краснодар).
Сотрудники
Направления деятельности
На кафедре реализуются следующие направления подготовки:
Направление 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
профиль «Менеджмент музыкального искусства», квалификация: «Преподаватель. Менеджер музыкального искусства»
профиль «Музыкальная педагогика», квалификация: «Преподаватель»
профиль «Музыковедение», квалификация: «Музыковед. Преподаватель. Лектор»
Направление 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
профиль «Менеджмент музыкального искусства», квалификация: «Магистр»
Преподаватели кафедры осуществляют учебно-методическое обеспечение учебного процесса; разработку учебно-методической продукции по закрепленным за кафедрой учебным дисциплинам, включая подготовку учебно-методических комплексов по дисциплинам обязательной части общепрофессионального цикла. Внедряются новые формы и технологии обучения (разработаны циклы лекций-презентаций по курсам истории музыки, музыкальной форме, полифонии и др.), используются интерактивные формы обучения на занятиях по сольфеджио, основам семантического анализа музыкальных произведений, гармонии, полифонии и др.
Кафедра ведет научные исследования и научные разработки в соответствии с профилем подготовки по таким направлениям, как Музыкальное искусство, Теория и история культуры (культурология), Теория и методика обучения и воспитания (музыка), Философия (эстетика). Ежегодно публикуются научные статьи (в среднем в течение года около 10 статей по кафедре) в изданиях, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник КемГУКИ», «Мир науки, культуры, образования», «Музыка и время», «Музыковедение», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Вестник музыкальной науки», «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания», в изданиях Scopus и Web of Science: «Applied Linguistics», «Language and literature», «Humanities & Social Sciences», «Вестник Томского государственного университета» и др. Преподаватели кафедры регулярно выступают в качестве оппонентов на защите кандидатских диссертаций в диссертационных советах КемГИК и Новосибирской государственной консерватории. С научными исследованиями преподавателей кафедры связана научно-исследовательская работа студентов и аспирантов. Ежегодно студенческие научные работы представляются на всероссийский конкурс, ряд работ отмечен дипломами.
Результаты научных исследований представляются на научных и научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и других уровней:
-
Международная конференция «Музыкознание: искусство. Культура. Образование» (Москва, 2022);
-
ХLVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Мир культуры глазами молодых исследователей» Пермского государственного института культуры (Пермь, 2022);
-
II Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (Томск, 2022);
-
V Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых» (Новосибирск, 2022);
-
Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность», Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва, 2021);
-
VI Международная междисциплинарная научная конференция «Метаморфозы культуры: Donum didacticum. Дидактический код в культуре XVIII–XX вв.» (Новосибирск, 2021);
-
Второй международной научно-практической конференции «Музыкознание: Культура. Искусство. Образование» (Москва, 2021);
-
Международной научно-практической конференции «Национальная опера в контексте музыкально-исторического процесса» (Уфа, Республика Башкортостан, 2021);
-
Международной научной конференции «Проблемы художественного творчества: классицизм и классическое в произведениях искусства. К 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена» (Саратов, 2020);
-
XII Международной научно-практической конференции «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке» (Москва, 2020);
-
Второй международной научно-практической конференции «Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мир» (Астрахань, 2020);
-
Международный форум искусств «Музыкальная культура России и Италии: из ХХ в XXI век» (Неаполь, Италия, 2019, 2020);
-
Международной научной конференции «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры» (Москва, 2019);
-
Международной научной конференции «Художественные традиции Сибири» (Красноярск, 2019);
-
IV Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика» (Курск, 2018);
-
Шестой Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики» (Новосибирск, 2017);
-
Балтийской музыковедческой конференции «Composition Schools in the 20th Century: the Institution and the Context» (Вильнюс, Латвия, 2016);
-
Международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (Астрахань, 2016);
-
Международной научной конференции «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры» (Москва, 2016);
-
Международном форуме «Время Г.В. Свиридова в культурном континууме» (Санкт-Петербург, 2015);
-
Международной научно-методической конференции «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» (Кемерово, 2014-2022).
На протяжении ряда лет лучшие научные студенческие и аспирантские работы публикуются в сборниках, издаваемых в КемГИК: «Культура и искусство: поиски и открытия», «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении».
В прошлом учебном году значительную победу одержали представители кафедры в областных конкурсах «Лучший молодой учёный 2021» и «Лучший студент 2021»: Н.В. Поморцева получила 2 место в области гуманитарных наук среди 26 претендентов, В.И. Горбунова (студентка 3 курса гр. ММИ) – 3 место в области гуманитарных наук среди 31 студента из 8 вузов Кузбасса. Также коллективная монография педагогов кафедры «Музыкальная культура Кемеровской области (1943,-2018)», реализованная в рамках научного гранта РФФИ в 2018-2019 году, получила 2 место на областном конкурсе «Лучшая монография 2019 года».
Преподаватели кафедры более 20 лет сотрудничают с профессиональными творческими коллективами и солистами Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова (Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса, Губернаторским камерным хором Кузбасса, Оркестром народных инструментов).
Регулярное общение со средствами массовой информации (газета «Музыкальное обозрение», ГТРК «Кузбасс») позволяет участвовать в освещении культурной жизни региона.
Педагоги и студенты ежегодно принимают участие в творческих конкурсах и являются неоднократными победителями в международных конкурсах в области музыкальной журналистики и инструментального исполнительства (фортепиано). Среди них: Международные конкурсы «Сибириада» (Кемерово), «Сristmas in New York» (Нью-Йорк), «Вифлеемская звезда» (Иерусалим), «Осенний марафон талантов» (Москва), «Арт-движение» (Санкт-Петербург), «Белый рояль» (Москва), «Мир талантов (Екатеринбург)», «Золотая вера России» (Санкт-Петербург), «Млечный путь» (Воронеж), «Отражение» (Санкт-Петербург), Всероссийский конкурс по музыкальной художественной театральной критики и культурной журналистики им. К.Е. Сементовского (Красноярск).
Воспитательная деятельность организуется педагогами кафедры и куратором факультета музыкального искусства в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебное время, которые включают проведение воспитательных и культурно-просветительских дискуссий со студентами, участие в массовых мероприятиях вуза («Посвящение в студенты», «Всеобщий Субботник», «Прорыв», «Студенческая весна»), в культурно-просветительском проекте факультета музыкального искусства «Музыкальные четверги», проведение ежегодных открытых конкурсов по «Сольфеджио» (в рамках внутривузовского конкурса по сольфеджио среди студентов факультета), музыкальной журналистики в рамках публикаций группы факультета музыкального искусства в соц-сетях и Музыкального журнала (г. Москва).
Профориентационная деятельность троится на сотрудничестве преподавателей кафедры со средними специальными (СПО) и образовательными учреждениями дополнительного образования (ДМШ и ДШИ) Кемеровской области. Преподаватели кафедры оказывают методическую помощь, проводят открытые занятия, онлайн-семинары, выступают экспертами и рецензентами при аттестации учебных заведений, учебных программ преподавателей (ГАПОУ «Кузбасский музыкальный колледж», ГПОУ «Прокопьевский областной колледж искусств имени Д. А. Хворостовского», МАОУДО «Детская школа искусств № 46» г. Кемерово, МАУ ДО «Детская школа искусств № 69» г. Кемерово, МАУ ДО «Центральная детская школа искусств» г. Кемерово), ГАУДО КО РЦВПРС «Сириус. Кузбасс» г. Кемерово и др.
В реализации образовательного процессе функционирует 6 учебных специализированных кабинетов, укомплектованных музыкальными инструментами, звуко- и видеовоспроизводящей техникой. Создана нотная библиотека и фонотека.
Обучение студентов ведется с использованием прогрессивных современных технологий, в тесной взаимосвязи теории и практики. За время обучения студенты, участвуя в организации и проведении разнообразных мероприятий (концертов-встреч, тематических концертов, конкурсных программ, фестивалей, и др.), развивают лидерские качества, необходимые деятелю музыкального искусства, приобретают навыки межличностного взаимодействия и общения.