Кафедра литературы, русского и иностранных языков

Лаборант кафедры
Катасон Екатерина Олеговна
Контактная информация
Режим работы
Регламентирующие документы
История кафедры
В 2020 году кафедра литературы, русского и иностранных языков образовалась в результате оптимизации кафедры литературы и русского языка и кафедры иностранных языков.
Сотрудники
Направления деятельности
Учебные дисциплины кафедры литературы, русского и иностранных языков:
-
Русский язык
-
Церковно-славянский язык
-
Иностранный язык
-
Межкультурные коммуникации
-
Профессиональный иностранный язык
-
Иностранный язык
-
Второй иностранный язык
-
Литература
-
История русской литературы
-
Древнерусская литература
-
Художественная критика
-
Теория и история фольклористики
-
Литература Кузбасса
-
Морфология драмы
-
Русский язык и культура речи
-
Деловая риторика
-
Ораторское мастерство
-
Отечественная литература
-
История литературы
-
История отечественной и зарубежной литературы
-
Основы арт-журналистики
-
Основы рецензирования художественных произведений
-
Деловой иностранный язык
-
Практика перевода иностранных текстов
-
История отечественной и зарубежной литературы
-
Теория драмы
-
Зарубежная литература
-
Техника анализа текстов культуры
-
Литература
-
Современный литературный процесс
-
Литература для детей и юношества
-
История литературы
Ряд дисциплин, преподаваемых на кафедре, являются авторскими: «Библиотечно-информационные технологии», «Информационное обеспечение региональных потребностей», «Методика преподавания информационной культуры», «Сервисы интернет в науке и образовании» и т.д. Учебные знания студентов закрепляются на производственной практике. Базами практики являются библиотечно-информационные учреждения Сибирского региона. Для качественного руководства практикой на кафедре изданы программы. Защита практики проходит в несколько этапов: студенты предоставляют письменный отчет по выполненным заданиям, а затем следует публичная защита, где представляются основные результаты работы и презентация информационного продукта, разработанного по заданиям, согласно программе практики. В рамках научной деятельности студентов, преподаватели кафедры ведут руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами (ВКР). Кафедра строго оценивает ВКР студентов и предъявляет к ним ряд требований, которые закреплены в методических рекомендациях по подготовке ВКР. Защиты ВКР носят публичный характер: приглашаются руководители и ведущие специалисты из библиотечно-информационных учреждений Сибирского региона.
Преподавателями кафедры разработаны и регулярно обновляются рабочие учебные программы, учебно-методические комплексы по всем закреплённым за кафедрой учебным дисциплинам с учетом специфики специальностей и направлений подготовки обучающихся института, многие курсы обеспечены учебными, учебно-методическими пособиями и практикумами для студентов очного и заочного обучения, магистрантов и аспирантов.
-
Деева Н.В. Русский язык и культура речи [текст]: учебно-методический комплекс. - Кемерово, Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 90 с.
-
Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Н.В. Деева, А.А. Лушпей. – Кемерово: КемГИК, 2017. – 119 с.
-
Основы риторики [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018 – 61 с.
-
Художественное слово [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально прикладное искусство», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019 – 45 с.
-
Деловая риторика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020 – 50 с.
-
Русский язык [Текст]: практикум по формированию коммуникативных навыков: для обучающихся из КНР по направлениям подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03«Вокальное искусство», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2021 – 44 с.
-
Церковнославянский язык [Текст]: учебно-методический комплекс сост. Е.Е. Рыбникова, О.А. Трапезникова. – Кемерово: КемГИК, 2017. – 78 с.
-
Церковнославянский язык [Текст]: учебное пособие / Трапезникова О.А., Рыбникова Е.Е., Шунков А.В. – Кемерово, КемГИК, 2020. – 198 с.
-
История русской литературы XIX – первой половины XX века: учебное пособие для бакалавриата укрупненной группы направлений 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты»/ М.В. Картузова, Л.А. Ходанен; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: КемГИК, 2020. – 198 с.
-
Методические рекомендации к изучению истории русской литературы XVIII- XIX веков/ Ходанен Л.А. – Кемерово: Кемеровский государственный ун-т. 2018.
-
Иностранный язык (английский язык): практикум для студентов по направлениям подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, 52.03.02 Хореографическое искусство, 52.03.01 Хореографическое исполнительство, 54.03.02 Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы. Квалификация (степень выпускника): бакалавр и специальности. 52.05.01 Актерское искусство Квалификация (степень выпускника): специалист/ Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2021. – 51с. (соавт. Шушляева О.Н)
-
Иностранный язык (немецкий язык): практикум для студентов по направлениям подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, 52.03.02 Хореографическое искусство, 52.03.01 Хореографическое исполнительство, 54.03.02 Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы. Квалификация (степень выпускника): бакалавр и специальности. 52.05.01 Актерское искусство Квалификация (степень выпускника): специалист/ Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. – 52 с.
-
Межкультурная коммуникация: учебное пособие по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профиль «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». / Ртищева О.В., - Кемерово: КемГИК, 2016. – 111 с. (соавтор Марков В.И.)
-
Межкультурная коммуникация: практикум для обучающихся по направлению подготовки 51.04.04 «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация (степень) выпускника «магистр». / Ртищева О.В. Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. – 42 с. (соавтор Золотарева С.А.)
-
Деловой иностранный язык (английский): практикум для укрупненных групп направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты»; 53.00.00 «Музыкальное искусство»; 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств», квалификация (степень) выпускника «Магистр»./ Ртищева О.В. Кемерово: КемГИК, 2020. – 124 с. (соавтор Золотарева С.А.)
-
Ртищева О.В., Золотарева С.А. Межкультурная коммуникация: практикум для обучающихся по направлению подготовки 51.04.04 Социально-культурная деятельность, профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация (степень) выпускника «Магистр» / О. В. Ртищева, С.А. Золотарева. – Кемерово: КемГИК, 2020. – 48 с.
-
Золотарева С.А., Ртищева О.В. Деловой иностранный язык (английский): практикум для укрупненных групп направлений подготовки 51.00.00 "Культуроведение и социокультурные проекты"; 53.00.00 "Музыкальное искусство" ; 54.00.00 "Изобразительное и прикладные виды искусств". Квалификация (степень) выпускника: "магистр". Форма обучения: очная, заочная / С. А. Золотарева, О. В. Ртищева; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: КемГИК, 2020. - 142 с
-
Зарубежная литература. Ч. I. Литература Античности, Средних веков и Возрождения: практикум для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. Д.А. Огнев. – Кемерово: КемГИК, 2022. – 62 с. Текст электронный.
-
Зарубежная литература. Ч. II. Литература Нового и Новейшего времени: практикум для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. Д.А. Огнев. – Кемерово: КемГИК, 2022. – 58 с. Текст электронный.
В процессе обучения также широко используются современные учебные пособия ведущих международных издательств Longman, Oxford University Press, Macmillan, Pearson Educated Limited, Cambridge, Hueber, Klett, Langenscheid, реализуютя элементы методики CLIL на языковом материале в виде аутентичных профессионально-ориентированных текстов (диалогов, аудиовизуальных материалов).
В учебной деятельности преподаватели кафедры используют такие эффективные технологии обучения, как: коммуникативную, проектную деятельность, технологию языкового портфеля, технологию «case-study», компьютерные и аудиовизуальные технологии, информационно-коммуникационную технологию, Интернет-технологии, технологию тестирования, технологию развития критического мышления (critical thinking).
Преподаватели кафедры также осуществляют подготовку аспирантов и соискателей к сдаче вступительных экзаменов и кандидатского минимума по английскому и немецкому языкам.
Связана с разработкой общей научной темы «Текст в пространстве межкультурной коммуникации», в рамках которой разрабатываются следующие научные направления: формирование методологических основ изучения русской и зарубежной литературы в контексте культуры, межнациональные связи и история русской литературы, семиотика языка и культуры, философские аспекты языка, перевод как средство межкультурной коммуникации.
Научная работа преподавателей кафедры ведётся по следующим основным направлениям: теория и история литературы, поэтика литературы, жанровое своеобразие русской литературы, актуальные вопросы русистики, язык и межкультурная коммуникация, лингвокультурология.
Преподаватели кафедры активно участвуют в организации и работе международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных (научно-практических) конференций, семинаров и круглых столов.
Кафедра участвует в разработке целевых научно-исследовательских программ, исследовательских грантов, принимает участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках грантов фонда «Русский мир», ФЦП «Культура России»: «Традиции русской православной культуры в языковой картине мира», «Семиотика художественной культуры: образ России в межкультурной коммуникации», «Слово и образ русской художественной культуры», «Славянский мир. Диалог культур», «Литературные традиции в русской художественной культуре», «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире», «Современная культура и искусство в контексте развития Сибирского региона».
Коллектив кафедры активно сотрудничает в реализации научных проектов с Институтом музыки и изящных искусств, Институтом иностранных языков Чанчуньского педагогического университета; Институтом философии Университета (г. Ниш, Сербия); кафедрой литературы университета Сорбонна, обществом славистов Италии (университет Удине), кафедрой русского языка ТПУ, кафедрой русского языка ТГУ, кафедрой русской и зарубежной литературы ТГУ, государственным музеем «Домик М.Ю. Лермонтова» (г. Пятигорск), Пятигорским лингвистическим университетом, Санкт-Петербургской межбиблиотечной системой им. М.Ю. Лермонтова, кафедрой русской культуры (Краков, Польша), кафедрой литературы (НГУ им. Я. Мудрого), кафедрой классической литературы МПГУ, кафедрой культурологии университета Улан-Удэ, с ИФИЯМ КемГУ, кафедрой иностранных языков КузГТУ, кафедрой иностранной языков КемГСХИ, кафедрой иностранных языков КемГМУ, ведущими языковыми центрами: международной школой иностранных языков «Бенедикт» (г.Кемерово), представительством издательства «Pearson Education» (Longman) в СФРО (г.Новосибирск), экзаменационным и методическим советом «РЕЛОД» (официальный дистрибьютор издательства Оксфордского Университета, г.Новосибирск), группой компаний ИНЯЗ, АНО «Лаборатория Иностранных Языков» (г.Новосибирск), представительством Издательства «Macmillan» (г.Москва), Магеллан Букс (г.Новосибирск), международным журналом "SOCIOBRAINS", Изд-во: „Smart ideas - wise decisions” Ltd., г. София, Болгария, институтом иностранных языков г. Горловка (ДНР).
Ведется активная научно-исследовательская работа со студентами. Под научным руководством преподавателей кафедры студенты занимаются научно-исследовательской работой и принимают активное участие в региональных и всероссийских конференциях, а также ведут активную публикационную деятельность на русском языке и иностранных языках.
Преподаватели кафедры являются внешними рецензентами авторефератов кандидатских диссертаций, учебных пособий, учебно-методических комплексов, сборников научных статей; участвуют в работе внешних организаций.
Основным направлением деятельности кафедры является международное сотрудничество с целью популяризации русского языка, литературы и русской культуры в целом за рубежом и осуществления межкультурного диалога для установления научных и культурных связей.
Научно-методологическая программа международной деятельности кафедры литературы, русского и иностранных языков Кемеровского государственного института культуры заложена Ректором института Александром Викторовичем Шунковым. Благодаря его международной образовательной политике институт стал участником программы преподавательского и студенческого обмена «2+2» с Чанчуньским педагогическим университетом (г. Чанчунь, КНР). Преподаватели кафедры, Елена Евгеньевна Рыбникова и Наталья Валерьевна Деева, работают по этой международной образовательной программе с 2014 года по настоящее время. По инициативе Ректора в Чанчуньском педагогическом университете был открыт Российский культурно-образовательный центр, в котором под руководством Елены Евгеньевны Рыбниковой организуются и проводятся мероприятия по интернациональному русско-китайскому речевому общению, русскому языку и русской культуре для студентов Институтов музыки и изящных искусств. Впоследствии многие из студентов становятся участниками программы «2+2» –студентами Кемеровского государственного института культуры, овладевающими русским языком в г. Кемерово под руководством преподавателей кафедры литературы, русского и иностранных языков.
В университете г. Ниш (Сербия) преподаватель кафедры Трапезникова Ольга Александровна не только обучает русскому языку, но через систему внеаудиторных занятий знакомит сербских студентов с традициями русской культуры. Под научным руководством О.А. Трапезниковой студенты философского факультета не раз становились участниками и призерами научно-практических студенческих конференций КемГИК.
Преподаватели кафедры постоянно повышают квалификацию в рамках краткосрочного обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования в Московском, Томском, Кемеровском, Алтайском и др. университетах.
Приоритетные направления воспитательной работы:
-
гражданско-патриотическое воспитание;
-
духовно-нравственное воспитание;
-
культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
-
профессиональное воспитание;
-
развитие студенческого самоуправления;
-
развитие студенческой проектной деятельности;
-
физическое воспитание и формирование здорового образа жизни обучающихся;
-
профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
-
экологическое воспитание;
-
поддержка и развитие волонтёрской деятельности.
Воспитательная работа осуществляется как в рамках учебного процесса, так и во внеучебное время.
Преподаватели кафедры совместно со студентами выезжают на экскурсии, посещают выставки, театры и филармонию, работают по проекту «Пушкинская карта».
Работа с абитуриентами – приоритетное направление в деятельности кафедры.
В рамках профориентационной работы кафедра плодотворно сотрудничает с общеобразовательными школами, художественно-эстетическими гимназиями гг. Кемерово (№ 25), Новокузнецка (№ 32), Междуреченска (№ 24), УПЦ «Школьник», Губернаторской женской гимназией, Кемеровским областным колледжем культуры и искусств, Красноярским краевым библиотечным техникумом и др.
Основные направления работы кафедры:
-
разработка профориентационных материалов;
-
сбор сведений о потенциальных абитуриентах;
-
работа с учреждениями среднего профессионального образования;
-
профориентационная работа в образовательных учреждениях;
-
выездные профориентационные акции,
-
информирование о целевом наборе и набор группы:
-
профориентация на курсах повышения квалификации в рамках Национального проекта «Культура» федеральный проект «Творческие люди».
Кафедра обладает всеми необходимыми техническими и информационными ресурсами для реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Три аудитории, закрепленные за кафедрой, оснащены мультимедийным оборудованием. Оборудование, приобретенное по Национальному проекту «Культура» позволяет в полной мере организовать учебный процесс.
Для осуществления образовательного процесса преподаватели и студенты имеют свободный доступ в Интернет, а также в информационную базу Института.
Преподаватели кафедры зарегистрированы в электронной научной библиотеке eLibrary, системе Антиплагиат, а также имеют доступ к ряду других образовательных ресурсов, пользуются информационными ресурсами института.