Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Родионова Дарья Дмитриевна

Заведующая кафедрой музейного дела, доцент кафедры музейного дела

Родионова Дарья Дмитриевна

кандидат философских наук

доцент

Уровень образования

Высшее

Член совета факультета информационных, библиотечных и музейных технологий

Член ученого совета КемГИК

Член учебно-методического совета Кемгик

Руководитель Федерального учебно-методического совета по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природнго наследия»

Образование
  • 2001 г. - ГОУ ВПО «Кемеровская государственная академия культуры и искусств», Кемерово
  • 2004 г. – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», аспирантура по специальности «Онтология и теория познания», Кемерово
  • 2013 г. – ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», магистратура по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Кемерово
Профессиональная переподготовка
  • 2020 г. - Профессиональная переподготовка по программе «Подготовка руководителей подразделений (лабораторий) и руководителей научных проектов, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, 336 часов.
Контактная информация
Телефон:
8 (3842) 35-94-07
E-mail:
kafedraMD@yandex.ru
Сфера научных интересов
  • Информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности
  • Подготовка музейных кадров
  • Становление и развитие музейного образования в России
  • Историко-культурное и природное наследие
Сведения о повышении квалификации
  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Управление кафедрой вуза», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово, 72 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза: формирование доступной образовательной среды», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Казань, 72 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Технологии проектирования образовательных программ высшей школы на основе ФГОС 3++», ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», Москва, 48 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях Электронной информационно-образовательной среды вуза», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», Челябинск, 72 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Основы управления персоналом», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбов, 36 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Разработка программ непрерывного образования с учетом особенностей целевой аудитории», ФГБОУ ВО «Томский государственный университет», Томск, 72 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Охрана труда», ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, 76 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Актуальные тренды развития коммуникационных и цифровых технологий музея», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», Барнаул, 24 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Социально-культурные технологии в работе с населением в условиях инновационного развития региона», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово, 16 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Государственное и муниципальное управление», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, 16 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Антикоррупционная политика в сфере образования», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, 16 ч.

  • 2022 г. – Повышение квалификации по программе «Актуальные тренды развития коммуникационных и цифровых технологий музея», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», Барнаул, 24 ч.

  • 2022 г. – Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности специалистов отрасли культуры», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств», Владивосток, 36 ч.

Сведения о повышении квалификации
  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Управление кафедрой вуза», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово, 72 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза: формирование доступной образовательной среды», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Казань, 72 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Технологии проектирования образовательных программ высшей школы на основе ФГОС 3++», ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», Москва, 48 ч.

  • 2018 г. – Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях Электронной информационно-образовательной среды вуза», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», Челябинск, 72 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Основы управления персоналом», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбов, 36 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Разработка программ непрерывного образования с учетом особенностей целевой аудитории», ФГБОУ ВО «Томский государственный университет», Томск, 72 ч.

  • 2020 г. – Повышение квалификации по программе «Охрана труда», ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, 76 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Актуальные тренды развития коммуникационных и цифровых технологий музея», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», Барнаул, 24 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Социально-культурные технологии в работе с населением в условиях инновационного развития региона», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово, 16 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Государственное и муниципальное управление», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, 16 ч.

  • 2021 г. – Повышение квалификации по программе «Антикоррупционная политика в сфере образования», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, 16 ч.

  • 2022 г. – Повышение квалификации по программе «Актуальные тренды развития коммуникационных и цифровых технологий музея», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», Барнаул, 24 ч.

  • 2022 г. – Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности специалистов отрасли культуры», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств», Владивосток, 36 ч.

Преподаваемые дисциплины
  • Введение в профессию

  • Вспомогательные исторические дисциплины: архивоведение

  • Информационные технологии в музейной деятельности

  • Историко-культурное наследие и музей

  • Информационные технологии в музеях и учреждениях музейного типа

  • Основы информационной культуры личности

  • Информационная культура музеолога

  • Основы научных исследований

Основные публикации

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ:

  • Проект «В музей с ректором» как перспективное направление презентации культурного наследия (на примере экспозиционно-выставочного комплекса кемгик). Шунков А.В., Кимеева Т.И., Родионова Д.Д. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 55. С. 109-116.

  • Аксиологический аспект топологии и метрики музейного пространства. Родионова Д.Д., Балабанов П.И. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 265-271.

  • Цифровизация музеев и необходимость формирования информационной культуры музеологов
    Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Родионова Д.Д., Рябцева Л.Н. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 43. С. 231-244.

  • Актуализация культурного наследия музейными средствами для посетителей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Родионова Д.Д., Гусев С.И., Толкалова Я.И. Человек и культура. 2021. № 2. С. 72-81.

  • Особенности интеграции требований ФГОС во и Профстандарта (на примере направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»). Родионова Д.Д. Образование и общество. 2020. № 2 (121). С. 98-105.

  • Формирование музейной сети на территории Кузбасса: ретроспективный анализ. Сильев В.Н., Родионова Д.Д. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 52. С. 92-102.

  • Образовательные и профессиональные стандарты: практика внедрения в основные профессиональные образовательные программы (на примере ОПОП «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»). Родионова Д.Д. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 146-152.

  • Современные тенденции подготовки специалистов музеологии и библиотечно-информационной деятельности в контексте цифровизации культуры. Родионова Д.Д., Меркулова А.Ш. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 97-105.

  • Информационный образ художественного музея: современное состояние и перспективы. Родионова Д.Д., Выходцев Э.П. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). С. 93-97.

  • Опыт работы музеев Кузбасса с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Родионова Д.Д., Побожакова А.А. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 46. С. 165-171.

  • Дискурсивный анализ формирования базовых дисциплин укрупненной группы направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» в рамках перехода на модернизированные ФГОС ВО. Родионова Д.Д., Меркулова А.Ш. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 180-190.

  • Кластерный подход к региональному культурному развитию: концептуальные основы модернизации музейной сети (на примере Кузбасса). Сильев В.Н., Родионова Д.Д. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 110-117.

  • Сайт федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования как ресурс сетевой научно-методической работы по укрупненной группе специальностей «Культуроведение и социокультурные проекты» (на примере ФУМО по направлению «Музеология и охрана памятников природного и культурного наследия»). Родионова Д.Д., Кагакина Е.А. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 291-300.

  • Проблема проектирования содержания программы профессиональной подготовки специалистов-музеологов в магистратуре: опыт, условия, принципы. Родионова Д.Д., Мастеница Е.Н. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 241-249.

  • Взаимодействие вуза культуры и краеведческого музея в контексте современных подходов к профессиональной коммуникации. Феофанова О.А., Родионова Д.Д. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45-2. С. 207-212.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалов научно-практических конференций:

  • 80 лет Анатолию Михайловичу Кулемзину. Мартынов А.И., Родионова Д.Д. В сборнике: Музей и наука. К 45-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, к 300-летию Кузбасса. Материалы международной научной конференции. Кемерово, 2022. С. 40-43.

  • Актуализация художественного наследия для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: технологии создания тактильной репродукции. Родионова Д.Д., Алехина Н.И. В сборнике: Устойчивое культурное развитие регионов: стратегические ориентиры государственной политики и общественные инициативы. Сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 123-132.

  • Опыт разработки образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки 51.00.00 Культуроведение и социально-культурные проекты в рамках ФГОС 3++. Меркулова А.Ш., Родионова Д.Д. В сборнике: Дистанционное обучение: методы и приемы. Сборник статей . Отв. редактор И.С. Юхнова. Нижний Новгород, 2020. С. 160-167.

  • Актуализация мемориального наследия заслуженного артиста РФ А. В. Панина для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Родионова Д.Д., Побожакова А.А. В сборнике: Современные тенденции в развитии музеев и музееведения. Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв. редакторы О.Н. Шелегина, Г.М. Запорожченко. 2020. С. 187-195.

  • Современные тенденции подготовки музейных кадров в контексте модели «Тройная спираль». Родионова Д.Д. В сборнике: Мировые тренды и музейная практика в России. сборник статей международной научной конференции. Ответственный редактор Сундиева А.А., 2019. С. 99-104.

  • «Доступная среда» музея: особенности проектирования и практическое воплощение. Побожакова А.А., Родионова Д.Д. В сборнике: Сохранение, изучение и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2019. С. 88-91.

  • Особенности работы с незрячими и слабовидящими посетителями в музее (опыт музеев Кемеровской области). Родионова Д.Д., Побожакова А.А. В книге: Музеи, библиотеки, архивы как центры современных источниковедческих исследований. Сборник материалов IХ Международных музейных чтений «Современные проблемы музеологии». Научный редактор и составитель Е.Ю. Степанова. 2019. С. 151-154.

  • Подходы к проектированию индикаторов достижения компетенций при разработке основной образовательной программы по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Родионова Д.Д. В сборнике: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. материалы XVIII международной научно-методической конференции. Алтайский государственный институт культуры. 2018. С. 128-133.

Основные учебно-методические работы:

  • Введение в профессию: учебное пособие/ Родионова Д.Д..- Кемерово, 2019.- 160с.

  • Основные направления музейное деятельности/ Глушкова П.В., Родионова Д.Д., Кимеева Т.И., Насонов А.А. ..- Кемерово, 2019.- 242с.

  • Основы научных исследований: учебное пособия/Полякова Е.А., Родионова Д.Д., Сергеева Е.Ф..Выпускная квалификационная работа по направлениям подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» / Барнаул, 2021.- 146с.

  • Информационная культура музеология: учебник / Гендина Н.И., Родионова Д.Д., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н.- Кемерово, 2022.-226с.

Родионова Дарья Дмитриевна