English Chinese (Simplified) French German Russian
version_black
<Декабрь 2018>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
best
nac_reestr_logo

 

univer_top

 

Znachok_pobeditelya_6
Гендина Наталья Ивановна
gendina2

Гендина Наталья Ивановна

Ученая степень: Доктор педагогических наук

Ученое звание: Профессор

Почетное звание: Заслуженный деятель науки РФ

Должностные обязанности по кафедре, вузу: Директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации.

 


Образование:

  • 1970–1974 гг. – Кемеровский государственный институт культуры специальность: библиотекарь-библиограф высшей квалификации.
  • 1974–1979 гг. – аспирантура Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской с защитой кандидатской диссертации по теме «Формализованное реферирование как разновидность библиографического анализа».
  • 1994 г. – докторантура Санкт-Петербургской академии культуры и искусств с защитой докторской диссертации «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии».

Основные этапы деятельности:

  • 1974 г. – старший лаборант кафедры научно-технической информации КемГИК.
  • 1978–1980 гг. – преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК.
  • 1980–1982 гг. – старший преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК.
  • 1982–1988 гг. – доцент кафедры научно-технической информации КемГИК.
  • 1988–2004 гг. – проректор по научной работе КемГИК.
  • С 2004 г. по настоящее время – директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГИК, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации.

Преподаваемые дисциплины:

  • Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 2 Аннотирование и реферирование;
  • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий;
  • Информационный анализ и синтез;
  • Лингвистическое обеспечение информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивном деле;
  • Технологии подготовки web-текстов;
  • Информационная культура личности.

Сфера научных интересов:

  • Лингвистическое обеспечение информационной и библиотечной технологии.
  • Проектирование контента электронных информационных ресурсов.
  • Информационный анализ и синтез.
  • Формирование медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности.
  • Информационное образование.
  • Стандартизация образования.
  • Теория и технология создания учебных текстов.

Основные публикации (за последние 5 лет):

Монографии

  1. Гендина, Н. И. Лингвистические средства институтов памяти: библиотек, архивов, музеев и организаций смежных сфер деятельности [Текст]: монография / Н. И. Гендина. – Москва: Литера, 2016. – 400 с.
  2. Гендина, Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек [Текст]: монография / Н. И. Гендина. – Москва: Литера, 2016. – 392 с.
  3. Гендина, Н. И. Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина. – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 312 с.

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ

  1. Гендина, Н. И. Информационное образование: дефиниция и принципы [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2014. – № 27. – С. 217–223.
  2. Гендина, Н. И. Библиотека и информационные войны [Текст] / Н. И. Гендина // Информационные войны. – 2015. – № 2 (34). – С. 89–96.
  3. Гендина, Н. И. Виртуальные средства межкультурных коммуникаций: сравнительный анализ самоидентификации коренных малочисленных народов на отечественных и зарубежных сайтах [Текст] Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2015. – № 33, ч.1. – С. 209–226.
  4. Гендина, Н. И.  «...Счастлива жить образцово и просто» (О моих встречах с Галиной Гордукаловой) [Текст] / Н. И. Гендина // Библиосфера: ежеквартальный научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 39–41.
  5. Гендина, Н. И. Профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь»: опыт разработки и проблемы внедрения [Текст] / Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л. Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 36. – С. 196–206.
  6. Гендина, Н. И. Официальные сайты центральных библиотек субъектов Российской Федерации как системообразующая платформа представления информации о коренных малочисленных народах [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Библиосфера: ежеквартальный научный журнал. – 2016. – № 4. – С. 3–12.
  7. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С. А. Сбитнева [Текст] / Н. И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – № 42. – С. 13–20.
  8. Гендина, Н. И.  Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – № 42. – С. 20–29.
  9. Гендина, Н. И. Библиотеки в эпоху социокультурных трансформаций: современные вызовы и основания доказательного библиотековедения [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т.67, № 1. – С. 7–15.
  10. Гендина, Н. И. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 3. – С. 257–265.
  11. Гендина, Н. И. Электронные путеводители в структуре информационных библиографических ресурсов [Текст] / Н. И. Гендина, А. С. Валялина // Библиография и книговедение: научный журнал по библиотековедению и книговедению. – 2018. – № 5(418). – С. 41–47.

Основные международные публикации (Web of Science, Scopus)

  1. Гендина, Н. И. Коренные малочисленные народы в зеркале отечественных и зарубежных сайтов: концептуальные подходы к разработке средств оптимизации контента [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2015. – № 2 (18). – C. 143–152.
  2. Gendina, Natalia. Information Culture and Information Literacy as a Scientific Direction and a Field of Educational Activities in Russia  // Pathways into information literacy and communities of practice. Teaching Approaches and Case Studies / Edited by Dora Sales, María Pinto. – United Kingdom: Chandos Publishing is an imprint of Elsevier, 2016. – P. 167–202.
  3. Gendina, Natalia. Integrating the Personal Information Culture Concept and the Idea of Media and Information Literacy Offered in the UNESCO Curriculum for Teachers: Experiences of Russia and Uzbekistan [Text] // Information Literacy: Key to an Inclusive Society 4th European Conference, ECIL 2016, Prague, Czech Republic, October 10-13, 2016, Revised Selected Papers / Editors: Serap Kurbanoğlu, Joumana Boustany, Sonja Špiranec, Esther Grassian, Diane Mizrachi, Loriene Roy, Tolga Çakmak. – Springer, Cham. – 2016. – Vol. 676. – Р. 543–554.
  4. Гендина, Н. И. Учебная программа ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для учителей как объект анализа и адаптации в России и Узбекистане [Текст] / Н. И. Гендина // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 27–44.
  5. Гендина, Н. И. Истоки автоматизации отечественных библиотек: реализация идей С. А. Сбитнева. К 100-летию со дня рождения ученого [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 3. – С. 44–61.
  6. Гендина, Н. И. Библиотека в едином информационном пространстве: необходимость создания электронных путеводителей по интернет-ресурсам [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 7. – С. 43–59.
  7. Гендина, Н. И. Методика формализованного аннотирования интернет-ресурсов [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – №8. – С. 48–65.
  • Основные учебно-методические работы
  1. Информационная культура личности [Текст]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 09.03.03 (230700.62) «Прикладная информатика», профиль «Информационная сфера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост. Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. – 132 с.
  2. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014. – 208 с.
  3. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014. – 344 с.
  4. Основы информационной культуры личности [Текст]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 510306 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост. Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л. Н. Рябцева. – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 212 с.
  5. Гендина, Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий [Текст]: учебник / Н. И. Гендина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 440 с.
  6. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2017. – 432 с.
  7. Гендина, Н. И. Подготовка педагогов к развитию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 327 с.

 

Профиль ученого:

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=250200

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6501-7765

Researcher ID (WoS): https://www.researcherid.com/rid/A-8483-2017

Scopus: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56290289600

Google Scholar: https://scholar.google.com/citations?user=z5InAtgAAAAJ

 

 

Сведения о повышении квалификации (за последние 5 лет):

  • 2017 г. – «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании», Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН.
  • 2017 г. «Технологии формирования цифрового контента институтов памяти», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
  • 2017 г. – программа по проверке знаний охраны труда работников, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
  • 2018 г. – «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях Электронной информационно-образовательной среды вуза», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».

 

Награды:

  • Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (1985 г.);
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999 г.);
  • Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2000 г.);
  • Почетный знак «Профессор года» (Кемерово, 2002 г.);
  • Лауреат премии Кузбасса (2003 г.);
  • Лауреат Премии Губернатора Кемеровской области (2007 г.);
  • Лауреат Кузбасской Премии имени С. А. Сбитнева (2008 г.);
  • Почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ» (2009 г.);
  • Лауреат регионального конкурса «Профи-Успех-2010» в номинации «Профессор года» (2010 г.);
  • Юбилейная медаль «70-летие Кемеровской области» (2012 г.);
  • Благодарность министра культуры РФ (2013 г.);
  • Почетный знак «Почетный профессор Кузбасса» (2018 г.).